ВЕДИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

РАДИМИРА ХРИСТА

Славянская Веда

Античность

Египет

У древних славян существовала традиция выпускания птиц на волю в дни весеннего равноденствия. Это было безкровное жертвоприношение Богине Ладе. Этот обряд зафиксирован на ритуальных весенних полотенцах, где Лада изображена с птицами в поднятых руках. В виде обычая отпускания птиц на волю в праздник Благовещения этот древний обряд сохранился вплоть до XX века. Связано с этим, так же, этнографически зафиксированное подбрасывание “жаворонков” и бросание в огород “куликов”, испечённых из теста в праздники, близкие к весеннему равноденствию (день сорока мучеников 22 марта) или отодвинутые вследствие скользящей пасхалии и астрономической ошибки в календаре (Красная горка).

Как известно из Евангелий от Матфея и Марка, Христос, войдя в иерусалимский храм, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей (предназначенных для кровавых жертвоприношений). “В первый же день опресноков иудеи закалали пасхального агнца”[i]. Христос игнорирует этот, один из главных иудейских обрядов. Иудейская пасха колеблется в пределах чисел одного лунного месяца, включающего дни весеннего равноденствия (даты указаны на момент начала нашей эры), и в год гибели Христа она совпадала с равноденствием[ii]. Таким образом, избавление птиц от кровавого жертвоприношения в иерусалимском храме (опрокидывание прилавков продающих голубей), Христос совершает именно в дни, близкие к весеннему равноденствию (когда праславляне отпускали птиц на волю). Торговля же голубями, предназначенными для жертвоприношений, была для Анны успешным бизнесом (Гусляров Е.Н. Христос в жизни. М., 2003, с. 221). Но есть ещё одна сторона этих действий Иессы – Ясоня, а именно утверждение принципа ахимсы (непричинения зла живому).

Рассмотрим событие, упоминаемое в канонических Евангелиях. К родившемуся Христу приходят волхвы с востока, ведомые звездой и приносят Ему дары. Этот краткий эпизод несёт в себе достаточно объёмную информацию, которая позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, для того, чтобы с такой точностью определить время и место того, кого они искали, необходимо было обладать не только познаниями в астрономии и астрологии, но и очень отчётливыми пророчествами. (Отметим, что библейские пророчества настолько расплывчаты и двусмысленны, что даже не позволяют определить, какое же царство обещает Мессия - духовное или материальное.)

Во-вторых, волхвы, упоминаемые в Евангелиях, не воспринимали Христа как местного иудейского Мессию. В противном случае, их визит никак не обоснован.

В-третьих, дары, принесённые волхвами, не являлись только предметами церковной роскоши (смирна, ладан, золото). Это могли быть, в первую очередь, либо священные тексты, либо предметы, употребляемые в ритуале с символическими знаками и значением. Очевидно, что Христос, изучив к двенадцати годам Ветхий Завет более, чем его знали книжники, стремился постичь и то знание, которое несли в своих символах “дары волхвов”. Именно это и могло быть основным мотивом Его путешествия в восточные страны и, в частности, в Индию.

Как известно из Евангелий, перед Пилатом Христос обвиняется Анной и Каиафой в том, что он учил будто бы не давать подать Кесарю и, объявляя себя Царём, тем самым подрывал авторитет и власть Кесаря над Иудеей – то есть в том, что являлось прямо противоположным всем фактическим словам и действиям Христа. Спаситель учил: “Отдавайте Кесарю кесарево…” и “Царство Моё не от мира сего”, кроме того, он не поддерживал надежды определённой части израильтян на то, что он и есть “Мессия”, который даст иудеям власть над другими народами, чем и объясняется бурное приветствие его народом при въезде в Иерусалим и такое же единогласное: “Распни его, распни…”.

В следующей главе мы подробнее остановимся на рассмотрении этого спора, упомянутого в Евангелии лишь мимоходом (на фоне других, многократно перечисляемых, но менее значимых событий), поскольку именно он оказался решающим в земной судьбе Христа.

В раввинской литературе обвинения против Христа прямо противоположны обвинениям, выдвинутым перед Пилатом, рассчитанным на реакцию наместника Кесаря.

В текстах, предназначенных для чтения исключительно иудеями и недоступных для “язычников”, раскрываются подлинные причины предания Исы Пантеры смерти, а именно: принесение им традиции Египта в Иудею и отвращение от иудаизма[iii] израильтян.

Действительно, в Евангелиях ничего не указано по поводу 18 лет (от 12 до 30) жизни Христа, тогда как в пророчествах Бхавишья Пураны говорится о его посещении Индии, что не исключает путешествия Его и по другим странам Востока, с целью изучения различных религиозных взглядов. Этот возраст отводится каждому человеку, прежде всего, для обучения тому, чему в зрелые годы человек посвящает свою жизнь.

Обучение плотницкому ремеслу могло быть целесообразно, если бы последующую свою жизнь Он посвятил бы именно этому занятию, в противном же случае это являлось абсурдом как с точки зрения современной возрастной психологии (теория сензитивного возраста), так и с точки зрения истории педагогики (индийское учение о дхарме).

С культурой Египта, Христос мог быть знаком от своей матери. Какую же традицию принёс Иса Пантера из Египта в Иудею? Как будет сказано далее, культ Сета (видимо принесённый сутиями в верхний Египет) был побеждён индоевропейским по происхождению культом Воскресающего Осириса, Изиды и Гора. Фараоны поклонялись протославянскому Богу Солнца Ра. Католические ордена и масонские ложи, преследуя свои одиозные цели получения власти над миром[iv], в том числе и идеологической, тем не менее, сохранили в своих библиотеках целый ряд античных и египетских текстов.

Менли П. Холл пишет о египетском посвящении в Великой Пирамиде: “В камере царя, кандидат, распятый на кресте солнцестояния и равноденствия, погребался в громадном саркофаге. В то время, как его тело лежало в гробу, душа парила как сокол с головой человека в небесных просторах, открывая для себя вечность Жизни, Света и Истины, и в то же время иллюзорность смерти, мрака, греха”[v]. А. Морэ в книге “Цари и боги Египта”, пишет об элевсинских мистериях Исиды: “Апулей, описывая, перечисляет отдельные эпизоды этой драмы: крещение, смерть, возрождение, нисхождение в ад, преображение в Солнце. Новообращённый прежде всего получает крещение, которое смывает с его души и тела всякие скверны… Осирис, претерпев смерть, рассекновение и погребение в земле, умерщвлял себя во всеобщее спасение, становился Искупителем… Осирис ведает день, когда его не станет… Воскресение Осириса и его слияние с Солнцем-Ра… Подношение Осирису – это его же плоть и кровь, которые Бог уделяет жрецам и родственникам. Это священная еда, вкушаемая сообща, это причащение приобщает жрецов и присутствующих к благам искупительной жертвы”. И далее А. Морэ цитирует древнеегипетские тексты: “Это сердце Осириса во всех жертвах… Ты (Осирис) отец и мать людей, они живут твоим дыханием, они вкушают плоть тела твоего. Твой Отец не среди людей, твой Отец – это Великая Жертва (Осирис)”. В числе подношений Осирису были так же вино и хлеб, символ воскресения[vi]. Осирис, согласно египетской мифологии, даровал людям хлеб, виноградное вино[vii] и пиво, обучив народы виноградарству и земледелию и отвратив их, тем самым, от охоты на животных[viii]. В день, когда по еврейской традиции надлежало заклать агнца, Христос с учениками игнорирует этот кровавый обычай, совершая причащение хлебом и вином. В молитве, которую произносят православные христиане перед причастием, есть такая строка: “Не врагом твоим тайну поведаю”. Эти слова напоминают о предательстве Иуды, который, выйдя после причастия, сообщил первосвященникам об обряде, тайно совершаемом Христом в традиции культов Диониса и Осириса, вопреки обычаям иудаизма. Теперь становятся понятными обвинения против Христа в раввинской литературе.

Легенды об Осирисе имеют параллели в мифологии различных народов: у древних славян, в Индии, Греции и др. В обучении людей земледелию Осирису помогала Исида, что сближает её с греческой Деметрой. Позднее Осирис был умерщвлён завистливым Сетом[ix], который, предложив всем придворным примерить сундук по росту, захлопнул его, когда туда лёг Осирис, заковал и бросил в Нил. (Здесь мы видим близость с русской былиной о смерти Святогора, который лёг в гроб, чтобы примерить его по росту, был захлопнут крышкой и закован железными обручами). Исида, отправившись на поиски тела супруга, становится кормилицей царского сына в городе Библ в Сирии (как и Деметра разыскивающая Персефону, ставшая кормилицей Демофонта), опаляет ребёнка в огне, с целью даровать ему бессмертие. (Миф о Деметре, в данном месте в точности повторяет легенду об Исиде). После того, как Исида нашла тело Осириса и спрятала его на берегу Нила, Сет находит его, разрубает на части и бросает в реку. (В русской сказке “Марья Моревна” Кощей безсмертный[x], разрубив Ивана царевича на части и забив их в бочку, бросает в море). Эти мифы очень близки к индийским сказаниям о Шиве и Деви, где тело Божества так же рассекается на части, которые захораниваются в разных местах страны. Исида, найдя части тела супруга, по ряду мифов, захоранивает их в разных местах Египта, устроив храмы над каждым захоронением. (При этом считалось, что Осирис всецело пребывает в каждой части своего тела, что так же характерно для православной Евхаристии). В античной мифологии растерзанию на части подвергаются Дионис и Орфей. Повествования о растерзании, рассекновении тела Божества уходят корнями к космогоническим мифам о Пуруше[xi], Имире и др. и представляют собой архетип космогонического Богочеловека, принесённого в жертву, из частей тела которого возник Мир.

Равноконечный крест, согласно Б.А. Рыбакову, одним из своих символов имеет распространение на четыре части света, что сближает символику креста с вышеупомянутыми мифами. Распятие (растянутые в стороны руки) представляет собой образ разрывания. В обряде Евхаристии, Тело Христа (в виде хлеба), так же рассекается на части.

Рассмотрим ещё некоторые, относящиеся к этой теме, параллели в обрядах и мифах славян, Индии, Египта, Греции, а так же в христианских обрядах.

В Египте, статуэтка Ушебти была связана с душой умершего и могла выполнять за него в царстве Осириса необходимую работу на полях и др. В русской сказке “Василиса Прекрасная”, куколка, подаренная дочери матерью перед смертью, так же помогает Василисе выполнять непосильное для человека количество работы.

В южных областях России до 30-х годов XX-го века существовал следующий народный обряд, не зафиксированный в церковной традиции: к страстной пятнице в каждом крестьянском доме выращивали “коврик” из проросших зёрен ячменя в мелком прямоугольном ящике (специально для этого изготовленном). В Великую Пятницу этот ящик с “зелёным ковром”, называемым “плащаницей”, несли для освящения в церковь, обходили с ним храм, и снова, принеся в дом, ставили на подоконник. Нечто очень похожее на такую плащаницу найдено в одной из могил XVIII династии в Египте: “На деревянный подрамок натянут холст, лежащий на тростниковой рогоже. На середине холста нарисованы чёрными чернилами очертания Осириса; обведённое место было покрыто землёй и песком, и засеяно ячменём. Зёрна проросли, и всходы были срезаны, когда они достигли приблизительно восьми сантиметров высоты. Получился, таким образом, род зеленеющего ковра в форме Осириса” (А. Морэ. Цари и Боги Египта. М., 2002, с. 84).

И, наконец, мифы о Дионисе повествуют, что он обучал людей виноградарству и земледелию, побывал в Египте, дошёл до Индии, затем через Фригию вернулся в Европу.


[i] Евангелие от Марка, 14, 12.

[ii] Коростовцев О.Н. Астрономия. Популярная энциклопедия. Спб., «Азбука-классика», 2003, с. 199-201; Гусляров Е.Н. Христос в жизни. М., “Олма-Пресс”, 2003, с. 412.

[iii] Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., “Алетейя”, 2001, с. 316, 353.

[iv] Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. М., “Штрихтон”, 1998, c. 276.

[v] Менли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. СПб., “СПИКС”, 1994, с. 135.

[vi] Тексты пирамид. Под ред. Четверухина А.С., СПб., 2000.

[vii] Здесь отчётливо прослеживается параллель с Дионисом, чьей кровью считалось виноградное вино.

[viii] «Когда Ра состарился и вознёсся на небеса, Осирис занял его трон и правил землёй Египта. Люди почти не отличались от варваров, когда он впервые появился среди них. Они охотились на диких животных, скитались раздробленными племенами и устраивали между собой ожесточённые битвы. Злыми были их обычаи и желания их были грешными… Осирис научил людей пахать землю… Рука человека больше не поднималась против своего ближнего». «Так случилось, что в полнолуние Сет отправился охотиться…и нашёл (спрятанный Исидой) сундук (с телом убитого им Осириса). Он приказал его открыть, и тело Осириса было разрублено на четырнадцать частей...» (Египетская мифология. Энциклопедия. М., “ЭКСМО”, 2002, с. 55-56, 61).

[ix] Культ Сета существовал в Верхнем (южном) Египте до того, как культ Осириса стал повсеместным. Длительная борьба жрецов этих традиций отражена в мифах о борьбе Гора и Сета и явилась, видимо, не только противоборством разных идеологий, но и противостоянием разных этносов. Параллели мифов об Осирисе и Исиде, существующие в мифологии Индии (Шива и Деви), Греции (Дионис) и в русской волшебной сказке («Марья Моревна»), позволяют говорить об индоевропейском их происхождении. Сет (Сутех), очевидно, идентичен Шету – Суту – Шуту – Сифу – мистическому предку-эпониму сутиев и, в частности, «ибри» (Египетская мифология. Энциклопедия, с. 58; История Востока. Гл. ред. Р.Б. Рыбаков. М., «Вост. лит.», т. 1. с. 139), поскольку звуки «с» и «ш» во многих древних афразийских и, в том числе, древних семитических языках, графически передавались одним знаком (История Древнего Востока. Под ред. Б.Б. Пиотровского. М., «Наука», т. 2, с. 266 - 270). Примечательно, что Иосиф Флавий называет Анну (бывшего первосвященника, тестя первосвященника Каиафы) сыном Сета (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII 2 (1) [26]. Цит. по кн. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., «Алетейя», 2001, 83).

Индоевропейская традиция могла проникнуть в Египет с белыми ливийцами через Малую Азию и Восточное Средиземноморье (Ливан). Подтверждением этому может служить ряд топонимов: оазис Сива в Ливии; названия мест в Египте: Дида, Диду, Вади, Джану (джан – рождаться, санскр.), Джару (слово также индоарийского происхождения), Кава (река Кава в Тверской области), Кума, Нил (“нила” – голубой, санскр.); а также имена богов: Ра (Ра – древнее название Волги), Гор (Хор) (сравните с “Хорс”), Птах, Атум (сравните с инд. “Атман”), Тот (он же Тат в Упанишадах), Бата, Саб (собака, в виде которой изображался Анубис). “До сих пор население Северной Африки имеет много белокурых. Судя по египетским изображениям, ливийцы имели синие глаза… Ливийцы изображались светлыми” (История Древнего мира. Гос. Акад. Им. Н.Я. Марра, М., 1937, т. 1, с. 142). Названия населённых пунктов Триполье на Днепре, Триполи в Ливане и Триполи в Ливии указывают путь продвижения индоевропейцев. Подтверждением этому служат топонимы Сахновка на Украине, недалеко от Триполья и Сахнин в Восточном Средиземноморье (недалеко от Ливана, в ставосьмидесяти километрах от Триполи), этимология которых также индоевропейская (šahhan – «натуральная повинность», «надел льна», хет.).

Некоторые исследователи (Пьер Винсент, Макалистер Р.А.С.) пишут о сходстве египетских мастаба и внутренних помещений пирамид с искусственными пещерами Палестины, созданными расой высоких светловолосых людей (о чём свидетельствуют археологические находки), и делают вывод о вторжении их в дельту Нила в додинастические времена и принесении ими в Египет культа Птаха (Египетская мифология. Энциклопедия, М., «Эксмо», 2002, с. 35, 36).

“Бронзовые мечи северного типа, относящиеся к ранней династии, черепа необычной формы и другие признаки подтверждают существующее мнение о том, что фараоны первых династий вели свой род от чужеземных властителей. В гробнице супруги Хеопса нашли изображение матери царя - Хетепхерес. У неё белокурые волосы и светлые глаза” (Церен Э. Библейские холмы. Перевод с немецкого Н.В. Шафранской. М., “Правда”, 1986, с. 372).

[x] В некоторых былинах о противоборстве Ивана и Кощея Иван носит отчество Годинович, которое некоторые исследователи переводят как «Сын Божий». Действительно, годовой круг в представлении древних славян был связан с солярным божеством – Колядой. Не случайно однокоренными являются древнерусское слово “лето” (год) и имя античной богини Лето – матери Аполлона и Артемиды. “Мифологическое время – Хронос – у индоевропейцев – символ божественного сотворения Мироздания” (Маковский М.М., Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996, с. 89); “god” в переводе с английского – “Бог”.

[xi] Ригведа Х, 90.

Бесплатный хостинг uCoz